Программа курса
День 1
Введение в категорийный менеджмент
- Определение категорийного менеджмента
- Разница между внедрением и управлением категориями
- Пять ключевых принципов категорийного менеджмента
8 шагов категорийного менеджмента
- Требования к системе управления категорией
- Определение категории, их ролей и плановых характеристик
- Начальное тестирование и обеспечение быстрых результатов
Анализ категорий
- Использование инструментов управления категориями
- Международный стандарт CATMAN
- Ключевые показатели для оценки работы с категориями
- Требования к составлению товарной матрицы, ошибки при составлении
Разработка стратегии категории
- Создание категориальной стратегии
- Реализация категориальной стратегии
- Анализ возможностей. Матрица Кралича
- Ввод/вывод/ротация ассортимента в категория
Роль категорийного менеджера
- Компетенции категорийного менеджера
- Организация работы с поставщиками
- Цикл непрерывного совершенствования: извлеченные уроки, определяющие возобновление процесса
Практикум «Проведение анализа категории и определение потенциала ее развития. Разработка стратегии развития категории»
Самостоятельная проработка для закрепления материала:
- Упражнение «Описание целевой аудитории по методике 5W»
- Упражнение «Составление дерева покупательских решений по выбранной категории»
День 2
Отраслевые тенденции и анализ рынков
- Современное использование категорийного менеджмента: в оффлайн формате и онлайн формате
- Тенденции покупательского поведения на разных рынках: что изменилось в мотивации принятия решения о покупке, как покупатель выбирает товар, какие источники информации использует
- Ценовые и ассортиментные тренды на рынках
- Этапы выбора покупки в офлайн и онлайн форматах
- Сегментирование покупателей в категорийном менеджменте
Система управлением ассортиментом
- Показатели для анализа эффективности ассортимента и продаж
- Аналитические инструменты категорийного менеджмента
- Особенности управление ассортиментом в онлайн в случае «бесконечной полки»
- Правила принятия решений в категорийном менеджменте
Управление ценами и прибылью
- Стратегии ценообразования и способы формирования цен
- Ошибки при управлении ценами и их последствия в практических примерах
- Инструменты категорийного менеджера для управления прибылью (эластичность, чувствительность потребителя к цене, визуализация цены на ценнике)
- Динамическое ценообразование
Акции и программы лояльности
- Что такое лояльность потребителя, как ее посчитать
- Что стимулирует покупателя — скидки или бонусы
- Ошибки при разработке программ лояльности, источники потери прибыли. Виды стимулирующих приемов
- Промо-план для разных типов рынков
Практикум «Разработка условий и механизма проведения стимулирующей акции»
Самостоятельная проработка для закрепления материала:
Упражнение «Подготовка дорожной карты развития категории»
Программа семинара
Вступление
- Основы категорийного менеджмента – современного подхода к управлению ассортиментом по товарным категориям. История вопроса. Организационные условия внедрения технологий категорийного менеджмента.
- Задачи категорийного менеджера. Материальная мотивация специалиста по закупкам (категорийного менеджера).
Управление ассортиментом
- Типы конкурентных стратегий (по М.Портеру). Решения по ассортиментам и ценам в каждой стратегии. Типовые форматы магазинов. Форматирование розничной сети.
- Основа ассортиментной политики – выделение целевых сегментов покупателей. Виды сегментирования покупателей. Изучение покупателей своими силами.
- Структурирование ассортимента. Построение (оптимизация) товарного классификатора как базовое условие для анализа и оптимизации ассортимента.
- Деление ассортимента по уровням; характеристики товара. Выделение товарных категорий. Роли товарных категорий.
- Ассортиментная политика розничной компании. Ценовые сегменты в ассортименте, их доли. Выделение ценовых сегментов.
- Ассортиментная матрица. Структура ассортимента: основной (базовый) ассортимент; ассортименты по форматам сети; экспериментальный ассортимент; сезонный ассортимент; выводимый из продаж ассортимент.
- Принципы эффективного планирования в розничной торговле. Ключевые показатели эффективности торговой деятельности. План-фактовый анализ.
- Процессы оптимизации ассортимента. Правила ввода-вывода товаров из ассортимента. Новинки в ассортименте: доля, сроки.
- Распределение торговых площадей. Оценка экономической эффективности использования торговых площадей.
Практические задания
- Уточнение целевых покупательских сегментов;
- Формулировка/уточнение основных принципов ассортиментной политики Компании;
- Анализ ролей категорий.
Управление закупками и товарными запасами
- Анализ продаж и доходности (АВС-анализ).
- «Двойной» АВС анализ для управления товарными запасами сети.
- Прогноз стабильности продаж (XYZ-анализ) – основа планирования закупок и нормирования товарных запасов.
- Совмещенный АВС и XYZ-анализ для планирования закупок, определения размера товарного запаса.
- Анализ оборачиваемости товарных запасов (в днях, разах). Оборачиваемость и рентабельность.
- Анализ ликвидности. Методы работы с неликвидами. Оптимальное распределение товарных запасов по степени ликвидности.
- Прогноз продаж новых товаров (анализ ассортимента по параметрам влияния).
- Модель оптимального размера заказа.
Стимулирование продаж
- Виды маркетинговой активности: реклама, стимулирование продаж, PR и пр.
- Виды стимулирования продаж: ценовое, натуральное, игровое, услужливое.
- Анализ эффективности мероприятий по стимулированию продаж.
- Проведение распродаж.
Категорийный мерчандайзинг
- Основы категорийного мерчандайзинга.
- Правильная планировка магазина, зонирование товарных категорий. «Холодные» и «Горячие» зоны магазина.
- Визуальный мерчандайзинг. Основные правила выкладки товаров.
- Просмотр фотографий – примеров европейских магазинов. Возможно проведение практического занятия в магазине Заказчика.
Управление ценообразованием
- Факторы эффективного ценообразования.
- Ценовая политика. Составляющие ценовой политики:
- Цели и задачи ценовой политики;
- Применение различных методов ценообразования (на основе заданной нормы прибыли; конкурентное ценообразование; на основе воспринимаемой ценности товара);
- Front Basket и Back Basket ассортимента;
- Установление цен на товары различных товарных групп/категорий;
- Порядок изменения цен.
- Организация мониторинга цен конкурентов.
Управление поставщиками
- Выбор Поставщика. Критерии выбора. Различные методики оценки поставщика.
- Рейтинг поставщиков (оценка весов критериев).
- Стратегия поведения с Поставщиками.
- Тактика взаимоотношений.
- Переговорный процесс: как достигнуть максимально выгодных условий?
Цель семинара
Что в результате получит слушатель:
- Готовые к практическому применению технологии и инструменты формирования, оптимизации и управления ассортиментной матрицей и товарными категориями;
- методы анализа ассортимента/ продаж/ оборачиваемости/ ликвидности товарных запасов и пр.;
- методы ценообразования в рознице.
Что в результате получит компания:
Обученный персонал, который сможет реализовать передовые технологии и обеспечить повышение эффективности и конкурентоспособности розничной компании без дополнительных финансовых затрат на рекламу и продвижение.
Конкурентные преимущества программы:
- Программа разработана на опыте внедрения технологий КМ в розничных компаниях различного масштаба (крупные, средние и мелкие сети) и товарной направленности (FMCG, бытовая техника/электроника, ювелирные изделия, одежда, обувь, детские товары и пр.).
- Примеры из реальной жизни! Российские компании и не только.
- Многие вещи можно быстро и сразу реализовать в своей компании и увидеть результаты!
- Легкое, доступное, последовательное и логичное изложение.